Как вести разговор с коллектором?

Как вести разговор с коллектором?

В течение последних нескольких лет наблюдается настоящий бум потребительского кредитования, в связи с чем стала актуальной проблема просроченных задолженностей, которые заемщики не всегда хотят или не могут вовремя выплатить. В ответ на эту ситуацию развернули свою деятельность коллекторские агентства, которые начали предоставлять услуги по взысканию задолженности. Но нередко их сотрудники позволяют себе то, что не входит в их компетенцию, чему отчасти способствует незнание людьми прав и обязанностей коллекторов.

Сотрудничество кредитора и коллекторского агентства

Коллекторы чаще работают с физическими лицами, чем с юридическими. Когда появляется долг по кредиту, оплате услуг ЖКХ или страховке, к работе с ним может быть привлечено коллекторское агентство. Оно соглашается при условии, что такая работа заведомо выгодна для него - может принести прибыль. Чтобы выяснить это, сначала оценивается перспектива взыскания долга, после чего обговаривается форма сотрудничества с кредитором - банком, управляющей или страховой компанией и т.д. Сотрудничество может быть двух видов:

1. Агентство помогает кредитору взыскать задолженность за вознаграждение в размере какого-то процента от суммы долга. В данном случае коллектор выступает как официальный представитель кредитора, имеющий право от его имени совершать юридически значимые действия. При этом стороны заключают агентский договор (гл. 52 ГК РФ) или договор поручения (гл. 49 ГК РФ), а в доверенности оговариваются полномочия коллектора.

2. Агентство выкупает долг за сумму, на 10-50% меньшую, чем реальный размер задолженности. Согласно заключаемому в этом случае договору цессии (переуступки прав требования), регулируемому § 1 гл. 24 ГК РФ, коллекторское агентство становится новым кредитором и имеет право требовать от должника уплаты задолженности в полном объеме.

Как работают коллекторы и как вести себя с ними

Для связи с должником коллекторы используют все возможные способы:

  1. Письменные уведомления, которые периодически приходят на почтовый ящик. В них содержатся напоминания о необходимости погасить долг. Такие письма, по сравнению с другими действиями коллекторских агентств, особых неудобств не вызывают.
  2. Телефонные звонки - на домашний, мобильный и рабочий номер, родственникам и т.д. Звонить могут в любое время дня и ночи, поэтому спасти от них может смена номеров, отключение телефонов в ночное время суток.
  3. Визиты на дом. Хорошо, если коллектор спокойно и вежливо напоминает должнику о взятых им на себя обязательствах. Однако на практике часто подобные посещения способны нанести немалый урон психике, а то и здоровью должника и его домочадцев. Нередко коллекторы настойчиво и громко стучат и звонят в дверь, бьют в нее ногами, общаются на повышенных тонах и даже угрожают. Но подобное поведение не входит в их компетенцию. Нецензурные выражения, крики, шум в общественном месте, таком как лестничная площадка, может трактоваться как мелкое хулиганство - административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.1 КоАП РФ. Чтобы утихомирить разбушевавшегося коллектора, можно вызвать сотрудников полиции, а соседи могут быть при этом свидетелями.
  4. Разбирательство в суде и исполнение судебного решения. Если более простым путем добиться погашения обязательств от должника не удалось, агентство прибегает к этому способу. И, как правило, грамотно составленный кредитором договор позволяет агентству без труда победить в процессе. Сложнее может оказаться реальное исполнение решения суда. И здесь коллекторам уже помогают судебные приставы-исполнители, действия которых оговорены в главе 7 ФЗ «Об исполнительном производстве». Одна из мер, которая может быть применена в отношении должника, - это ограничение на его выезд за пределы страны.

У должника тоже есть права

Если обстоятельства сложились таким образом, что вам приходится иметь дело с коллекторским агентством, чтобы сохранить в порядке свои нервы, запомните несколько правил. Прежде чем вступать в общение с коллектором, потребуйте от него предъявить свои документы, подтверждающие его полномочия. Если документы вам не показали, вы имеете полное право отказаться разговаривать с ним.

Также имейте в виду, что даже если у вас имеется задолженность, вы не обязаны терпеть хамство. Поэтому, если коллектор позволяет себе лишнее, знайте, что на его деятельность распространяются нормы Гражданского, Уголовного кодекса и КоАП РФ, поскольку никакой отдельный правовой акт не регулирует деятельность коллекторских агентств.

Похожие материалы:

Авторизация через сервис Loginza: Yandex Google Вконтакте Mail.ru Twitter Loginza MyOpenID OpenID WebMoney

Комментарии (4)

  1. Алексей Кучеровски 24 ноября 2013, 20:13 # 0
    Так и не понятно, как именно вести себя с коллекторами так, чтобы больше не доставали…
    1. Марина Маслик 07 августа 2014, 00:08 # 0
      Самый главный совет — никогда не следует бояться коллекторов. эти ребята просто пытаются делать свою работу. Если хамят — можно сообщить им, что вы записываете беседу напомнить им о судебной ответственности.
      1. Наташа Голуб 12 августа 2014, 16:48 # 0
        Действительно, боятся коллекторов не нужно ни в коем случае, делаете то, пользуйтесь этими советами, они очень полезные и нужные, спасибо вам!
        1. лика ларионова 12 августа 2014, 17:02 # 0
          да

          Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

          • Time Template

            Кредитный брокер - весь спектр услуг по подбору выгодной кредитной программы и помощь в получении одобрения.

          • email: info@mskred.ru
            +7(495)6488033

            2-ая хуторская улица, дом 38а, стр. 14 Бизнес центр Мирлэнд.

          • Банки партнёры